Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Доступная среда
УЧИМСЯ ЖИТЬ ВМЕСТЕ!
"Доступность - это не только
сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного
транспорта. Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов
правил работы наших социальных, информационных и прочих служб"
В.В. Путин
На данный момент дети с ОВЗв
МБДОУ « Детский сад № 7"Огонёк
" - отсутствуют.
Реабилитация
людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для
общества и приоритетным направлением государственной социальной
политики.В России началась реализация Программы по созданию безбарьерной
(доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.
В соответствии с нормативными документами
РФ к маломобильным группам населения относятся:
·Инвалиды
с поражением опорно-двигательного аппарата(включая инвалидов,
использующих кресла-коляски)
·Инвалиды
с нарушением зрения и слуха
·Лица
преклонного возраста (60 лет и старше)
·Временно
нетрудоспособные
·Беременные
женщины
·Люди
с детскими колясками
·Дети
дошкольного возраста.
Безбарьерная (доступная) среда- это обычная среда, дооборудованная
с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям
с особыми потребностями вести независимый образ жизни.
Одной
из важных задач Программы является создание необходимых условий для
безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно
наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в
общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида
физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а
также доступность информации и каналов коммуникации.
В
современном обществе создание доступности образовательного пространства -
приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В
настоящеевремя государственная политика нашей страны направлена на
поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
(ОВЗ).
Согласно образовательной политике
Российской Федерации, "особое внимание требует ситуация, связанная с
обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями
здоровья, детей-инвалидов…"
Одним из приоритетных направлений
государственной политики является политика создания условий для предоставления
детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в
образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного
образования, с учетом особенностей их психофизического развития.
ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА
В современном образовании поставленацель
-обеспечить доступное и качественное образование детейс
ОВЗ и детей-инвалидов. Поэтому ДОУ принимают на себя обязательство выстроить
образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были
включены в него и могли обучаться совместно с другими детьми. Педагоги ДОУ
должны научиться работать с разноуровневым контингентом детей, находящихся в
одном информационном поле. В группе могут присутствовать здоровые дети и дети с
ОВЗ, такие как: дети с ДЦП, слабовидящие, слабослышащие, дети с нарушением РАС
и дети-инвалиды.
Предметно-развивающая среда-
это система материальных объектов деятельности детей, функционально
моделирующая содержание духовного и физического развития самих детей. Поэтому
педагоги должны уделять огромное внимание изменению, обогащению, улучшению
развивающей среды для детей с ОВЗ и детей-инвалидов.Предметная среда
должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность
каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровнем активности, но
самое главное должна способствовать развитию самостоятельности и
самодеятельности детей. Педагоги должны моделировать развивающую среду, исходя
из возможностей воспитанников, учитывая индивидуальные особенности детей с ОВЗ
и детей-инвалидов.
Помимо этого, при организации
предметно-развивающей среды учитываются:
·закономерности
психического развития,
·показатели
здоровья дошкольников,
·психолого-физиологические
особенности,
·уровень
общего развития,
·коммуникативные
особенности и речевое развитие,
·эмоциональное
благополучие.
В
соответствии с требованиями ФГОС ДО по созданию специальных условий обучения,
воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья,
развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов
в нашем детском саду способствует наиболее эффективному развитию
индивидуальности каждого ребенка, с учетом его склонностей и интересов,
облегчает процесс адаптации с учетом интеграции образовательных областей и
соблюдения принципов ФГОС.
При
построении коррекционной образовательной среды ДОУ для детей с ОВЗ учитываются
следующие принципы:
1.Принцип
развития- Взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность
личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию.
2.Принцип
природособразности воспитания- Соответствие педагогического влияния
биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности
внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии.
3.Принцип
психологической комфортности- Создание благоприятного микроклимата
общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику
положительного "эмоционального самочувствия".
4.Принцип
взаимодействия- Установление глубоких личностных отношений между
участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители); воспитатель
как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.
5.Принцип
доверительного сотрудничества- Отсутствие давления на ребенка,
доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в
сотрудничестве.
6.Принцип
обучения деятельности- Обучение умению ставить цели и реализовывать
их, в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.
7.Принцип
здоровьесберегающий- Забота о душевном состоянии ребенка, его
психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического
комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на
соматическое и психическое здоровье ребенка.
Предоставление
услуг на объекте МБДОУ «Детский сад № 7 «Огонёк»
·Автостоянка
– имеется в шаговой доступности, но отсутствует знак «Стоянка для инвалидов».
·Пандус
– имеется.
·Коляска
для инвалидов - имеется.
·Раздвижные
двери – отсутствуют.
·Кнопка
вызова персонала – имеется.
·Вывески
со шрифтом Брайля на контрастном фоне - имеются.
·Спецоборудование
для массовых мероприятий (звукоусилители) - имеется.
·Сурдопереводчик,
тьютор – назначен ответственный, обучение пройдено.
·Предоставление
услуг в дистанционном режиме – предоставляются.
·Предоставление
услуг по месту жительства инвалида - предоставляются.
В МБДОУ
«Детский сад № 7 «Огонёк» проводятся
работы по созданию условий для организации доступной среды в соответствии с
планом.
РОДИТЕЛЯМ ВАЖНО ЗНАТЬ!
Детям с
ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам государство обеспечивает(в соответствии с индивидуальной
программой реабилитации инвалида):
·дошкольное
воспитание;
·внешкольное
воспитание и образование;
·среднее
общее образование;
·среднее
профессиональное образование;
·высшее
профессиональное образование.
Им
предоставляется возможность посещать детские дошкольные учреждения общего типа,
если же состояние их здоровья это исключает, они направляются в специальные
дошкольные учреждения.
Если ребенок-инвалид не может посещать
специальное общеобразовательное учреждение, его обучают на дому по полной
общеобразовательной или индивидуальной программе. Основанием для этого является
заключение лечебно-профилактического учреждения.
Обучением ребенка на дому занимается
ближайшее к его месту жительства образовательное учреждение, которое бесплатно
предоставляет учебники, учебную, справочную и другую литературу, обеспечивает
специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и
консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ,
осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию, выдает прошедшим итоговую
аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании.
Родители
(законные представители) могут при домашнем обучении дополнительно приглашать
педагогических работников из других образовательных учреждений.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Групповое помещение на
1 этаже (Группа № 5 "Пирамидка"), физкультурный и музыкальный залы
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В Детском саду имеется библиотека:
- методическая литература по всем направлениями
образовательного процесса: физическое развитие, речевое и познавательное
развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное
развитие дошкольников.
- детская художественная литература по возрасту.
- учебно-методическая литературы для работы с детьми с
ОВЗ, коррекции нарушений у детей.
Библиотечный фонд и информационная база востребованы в
детском саду педагогами, родителями.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Наименование |
Количество (ул. Белинского, 6) |
Спортивный зал |
1 |
Спортивная площадка на территории ДОУ |
1 |
Имеется физкультурное реабилитационное
оборудованием (набор – Тропинка Здоровья, спортивный комплекс «Альма»,
массажные дорожки, дорожка Здоровья, массажные мяжи разного размера, массажные
развивающие пазлы и т.п.). Данное оборудование используют для тренировки
конечностей, для стимулирования тактильной чувствительности, от развития
которой зависит здоровье и работа нервной системы ребенка.
Является эффективным средством
формирования у детей-инвалидов с ДЦП зрительно-моторной координации.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Развивающая предметно-пространственная среда групп содержательно-насыщена, трансформируемая,
полифункциональна, доступна и безопасна, отвечает санитарно-гигиеническим
нормам, возрастным особенностям и потребностям детей. Обеспечивает возможность
общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности
детей, а также возможности для уединения. Пространство группы организовано в
виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки»), оснащенные большим
количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества,
развивающее оборудование и пр.).
— наглядные плоскостные (плакаты, иллюстрации, магнитные
доски)
— демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты,
стенды, модели демонстрационные)
—спортивное оборудование
— печатные (учебные и методические пособия,
книги, хрестоматии, раздаточный и
наглядный материал)
— аудиовизуальные (слайды, слайд–фильмы,
видеофильмы образовательные, кинофильмы,
развивающие фильмы на цифровых носителях)
Все предметы доступны детям. Подобная
организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя
занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно
организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей
детей. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием
образовательного процесса. В групповой комнате созданы условия для
самостоятельной двигательной активности детей.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
В МБДОУ "Детский сад № 7 "Огонёк" имеется
кнопка вызова персонала, обозначенная информационным знаком, переносной пандус.
Обеспечен беспрепятственный доступ в здание
- нанесена направляющая тактильная лента в коридоре, на
ступенях,
-произведен
ремонт ступеней и асфальтового покрытия,
-вывески с
информацией о названии учреждения и его адресе, продублированы шрифтом Брайля
(на здании, на ограждении территории).
-вывески с
информацией о названии кабинетов продублированы шрифтом Брайля.
Специальные условия питания
В
МБДОУ "Детский сад № 7 «Огонёк» организовано питание обучающихся, в том
числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с
действующими Санитарными правилами СП 2.4.3648-20.
Организованное сбалансированное пятиразовое
питание построено на основе утвержденного меню, с учетом физиологических
потребностей в энергии и пищевых веществах. Соблюдается оптимальный режим
питания. Обеспечивается выполнение норм питания. Ведется контроль за рационом
питания. В течение всего года дети получают свежие фрукты, овощи, соки.
Строго соблюдаются санитарные требования к
состоянию пищеблока.
Питьевой режим организуется в
соответствии с санитарными требованиями, питьевая вода доступна детям в течение
всего времени пребывания в детском саду, при организации питьевого режима
используется кипяченая вода.
Проводится работа по
формированию у детей навыков культуры питания. Учитываются индивидуальные
особенности детей (в том числе непереносимость ими отдельных продуктов и блюд).
Специальные условия охраны здоровья
В Учреждении созданы условия охраны здоровья для
инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья Создана система необходимых условий, обеспечивающих
сохранение и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников,
в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ.
1) проводится ежедневный утренний приём детей
воспитателями и (или) медицинским работником, которые опрашивают родителей о
состоянии здоровья и проводят термометрию (измерение температуры) в присутствии
родителей, по показаниям. Настоящие правила, и нормативы направлены на охрану
здоровья детей при осуществлении деятельности по их воспитанию, обучению,
развитию и оздоровлению в дошкольных организациях.
2) раз в неделю медицинский работник проводит осмотр
детей.
3) в соответствии с рекомендациями организовано
динамическое наблюдение за самочувствием и психофизиологическим состоянием
воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ.
2. Созданы специальные педагогические условия для
образовательной деятельности ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида:
- при создании условий образовательной деятельности в ДОУ
учитываются психофизические особенности развития и индивидуальные возможности
ребенка-инвалида;
- обеспечение щадящего режима при организации
образовательного процесса;
- чередование индивидуальных и подгрупповых занятий;
- повторение и упрощение инструкций во время
образовательного процесса;
- корректировка времени для выполнения заданий;
- снижение темповых нагрузок;
- стимулирующая помощь взрослого;
- чередование видов деятельности;
- снижение нагрузок при проведении физкультурных занятий;
- условия для двигательной активности ребенка;
- подбор специального дидактического материала и т. п.
3. Организацию оказания первой медико-санитарной помощи
обучающимся осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения.
Образовательная организацияпредоставляет помещение с соответствующими
условиями для работы медицинских работников.
4.Порядок регламентации и оформления отношений
государственной и муниципальной образовательной организации и родителей
(законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а
также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным
программам на дому или в медицинских организациях определяется нормативным
правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта
Российской Федерации.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Официальный сайт приспособлен для использования лицами с нарушениями зрения
Доступ воспитанников к сети Интернет не осуществляется.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Электронных
образовательных ресурсов, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ОВЗ
нет (детский сад посещают дети в возрасте с 6 месяцев до 3-х лет)
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
В МБДОУ «Детский сад № 7
«Огонёк» имеются специальные технические средства обучения коллективного и
индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями
здоровья:
В целях
доступности получения образования по образовательным программам инвалидами и
лицами с ограниченными возможностями здоровья обеспечено наличие альтернативной
версии официального сайта в сети «Интернет» для слабовидящих.